Как защитить свои права: письменные доказательства

Как защитить свои права

Настоящая статья основана на анализе опыта правозащитной деятельности и коснется темы: «Как защитить свои права: письменные доказательства». Как говорится в пословицах: болезнь легче предупредить, чем лечить; если б знал где упасть – соломки бы подстелил. Поэтому, автором сделана попытка составить памятку, цель которой – предупредить возможность возникновения непредвиденных юридических проблем и встретить их во всеоружии.

Очень часто обращаются доверители, попавшие в ситуацию, когда закон полностью на их стороне, однако не сохранилось документов, подтверждающих те или иные факты и получить их по разным причинам очень сложно, либо не возможно. Чтобы этого не произошло, необходимо придерживаться следующих простых правил:

1. После оплаты услуг через банкоматы, платежные терминалы, отправке факсов и использовании иных устройств, применяющих технологию печати на термобумаге, снимайте ксерокопии с квитанций, кассовых чеков, отчетов о принятии денежных средств, отчетов об отправке и сохраняйте. Термобумага имеет свойство выцветать в течение нескольких месяцев, унося в безвозвратную даль дату, время, место, сумму и другие данные.

2. Обращения (заявления, жалобы, претензии, уведомления) организациям, учреждениям и должностным лицам необходимо изготовлять в письменном виде, в количестве двух экземпляров. Один экземпляр передается адресату, либо его представителю, а на втором ставится: «Принято», дата, входящий №, должность, подпись и Ф.И.О. лица принявшего обращение. Важно, чтобы поставили отметку о получении на втором экземпляре, а не выдали ксерокопию с отметки на обращении, поскольку на основании ч. 2 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса РФ, письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

3. При передаче другому лицу документов, требуйте предоставления расписки в получении документов. Нарушением этого правила часто «грешат» страховые компании, забирая у страхователя документы, связанные со страховым случаем и существующие в единственном экземпляре.

4. Важно, сохранять все документы так или иначе связанные с Вашими правами и имуществом, а перед тем как передать свои документы кому-либо, снимать с них копии и хранить. Никогда не стоит пренебрегать данным правилом, поскольку даже самые незначительные документы могут пригодиться Вам в будущем. Затраты на ксерокопию ничтожны и позволят сохранить уйму денег, времени и нервов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Даже суды теряют дела.

5. Согласно ч. 1 ст. 161 Гражданского кодекса РФ, должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:

1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами;

2) сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, — независимо от суммы сделки. В соответствии с ч. 1 ст. 162 Гражданского кодекса РФ, несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. Таким образом, при совершении сделок подпадающих под указанные критерии, соблюдайте письменную форму, с лица получившего от Вас исполнение требуйте расписку.

6. В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года. Таким образом, хранить документы необходимо в течение срока действия прав и обязанностей, плюс три года по их прекращении.

Соблюдая эти простые правила, Вы сэкономите много времени и денег, существенно упростите защиту своих прав и законных интересов.

Оставить отзыв